В этом учебном году я впервые за почти 20 лет не возвращаюсь в класс. Причина? Широкое использование больших языковых моделей, таких как ChatGPT, среди студентов. Многие из них, даже осознавая недостатки ИИ, продолжают полагаться на него, что приводит к снижению качества их работы.
Работая с аспирантами, я заметила, что они понимают, как работает генеративный ИИ, но это не останавливает их от использования его для написания научных статей. Студенты часто просто формулировали свои идеи в заметках и передавали их ChatGPT, чтобы получить готовый текст. Несмотря на мои попытки объяснить, что ИИ может искажать смысл и не всегда генерирует качественный текст, они продолжали использовать его.
Я проводила занятия, где студенты сравнивали свои оригинальные тексты с версиями, созданными ИИ. Однако большинство из них не могли оценить тонкости и стилистические нюансы. Это подчеркивает, что полагание на ИИ лишает студентов возможности глубже понять свои исследования.
Хотя генеративный ИИ может помочь в исправлении грамматики, он часто меняет словарный запас и смысл, что затрудняет студентам выявление этих изменений. Я заметила, что многие из них не готовы принимать временные трудности, связанные с написанием, и это стало одной из причин моего решения уйти.
В будущем лучшие преподаватели должны адаптироваться к ИИ, создавая задания, которые будут развивать критическое мышление и понимание процесса написания. Но для этого студенты должны быть готовы столкнуться с дискомфортом и учиться на своих ошибках.